Греческая философия древнего периода полна невероятных открытий. С известной долей приближения можно назвать всю жизнь цивилизации после нее лишь процессом осмысления и переоткрытия. В ней можно обнаружить все — от таких необычных откровений, как знание о том, что скорость света велика, но конечна, до самых изысканных форм когнитивной теории. Но в ней есть один огромный изъян, который напрямую проистекает из ее специфического метода и делает ее практически бесполезной. Точнее делает ее формой забавной литературы.

Греческая мудрость базировалась на доксе (δόξα). Философ не стремился открыть истину, он стремился дать картину мира наиболее красивым и эффектным способом. Поскольку мир действительно красив докса обеспечивает великолепные результаты в начале исследования, но желание увидеть красоту, одновременно не усложняя само понятие красоты по мере усложнения рассматриваемых проявлений мира ведет к упрощению, жертвованию познанием ради внешней эстетики. Самым некрасивым и самым грустным для доксы допущением было наличие произвольности, случайности, недетерменированности того или иного наблюдаемого явления.

Едва ли не каждая философская школа Греции рассматривала вопрос о том, почему у женщин рождаются мальчики и девочки. Что определяет пол младенца? Ровно ни одна школа не смогла дать правильный ответ — случайность.

Случайность омерзительна для доксы. В стройную гармонию мира она вносит диссонанс, который неприемлем. Это граница греческого метода. И вместе с тем показатель, сколь многого можно добиться опираясь на совершенно ложные основания.

4 πισκον


Делитесь πισκομ?

Лента πισκον

Уважаемый Павел!
Ваше мнение, разумеется, будет учтено при построении нового мира.
Есть одно большое НО!
Теория игр описывает картины процессов, в которых множества начальных состояний и множества конечных состояний как бы известны (или мы можем допустить, что они нам известны). И самой большой задачей теории игр является задача поиска оптимальных стратегий при переходе из множества начальных состояний в множество конечных состояний.
А когда множество оптимальных стратегий найдено — остаётся только дать им нужное время и пространство для воплощения в жизнь. Или даже больше нужного.
Математика, истинная царица наук, исходит из единственного предположения — что все наши представления о мире ложны. Её внучка — теория вероятности прекрасно подсчитывает распределения случайных величин на больших множествах событий.
Ваши нижеподписавшиеся Платон, Курт Гёдель, Григорий Перельман и абитуриент кафедры теории вероятности одного из лучших вузов мира.

23/02/2014 02:18

Я знаком с теорией игр, поверхностно. Она здесь не крепко применима и малополезна как отправное оперативное пространство. Как и теория вероятности. И математика, в той форме, в какой я ее оставил (а я конечно не математик, лишь любитель) не исходит из ложности всякого предположения, ибо тогда единственное, чем бы она занималась — это парадоксом критянина.

23/02/2014 21:04

Две великие теоремы Гёделя говорит, что формальная арифметика, да, та самая, которая дважды два четыре, основание математики, не обязательно непротиворечива, и её непротиворечивость не может быть доказана средствами самой арифметики; более широко — любая аксиоматическая система, которая оперирует хотя бы арифметическими понятиями натуральных чисел, сложения, вычитания и умножения, ни в коем случае не обязана не иметь внутренних противоречий.
И в самом деле — почему один и один палец обязательно будут составлять вместе два пальца ? Разве есть во вселенной два одинаковых человеческих пальца ? Даже у близнецов отпечатки мизинцев будут разными. И даже более того — есть ли два одинаковых предмета где-либо ? И что же определяет одинаковость ? Или хотя бы похожесть ?
В то время, как гениальный Гёдель сходил с ума на задворках Принстона, во второй половине шестидесятых, бунтующие студенты во Франции рисовали на стенах волшебные слова — «УБИВАЙТЕ ФИЛОСОФОВ».
Новое поколение ситуационистов не хочет убивать философов. Оно готово их отправлять на фермы для выращивания пропитания. Чеснока, например. Именно этой практики, тяжёлого ручного сельскохозяйственного труда, по всеобщему мнению, не хватило епископу Беркли, чтобы познать истинную суть бытия, доксы и случайности.

24/02/2014 01:46

Тогда я понимаю на что опирается Ваша мысль и насколько могу понять, речь идет как раз о пребывании в доксе. Вопрос о принадлежности числа к миру как таковому или к сознанию и тем самым его вариантам открыт.

Чеснок? В связи с акцизами подумываю скорее о табаке.

24/02/2014 02:20

Нужно больше πισκον!